1. Состав аттестационной комиссии 
Председатель аттестационной комиссии Буракова И.А., заместитель заведующего по основной деятельности;

Заместитель председателя аттестационной комиссии Ткачёва А.В., воспитатель дошкольного образования;

Секретарь аттестационной комиссии  Васильева С.С., воспитатель дошкольного образования;

Члены аттестационной комиссии:
Боброва Т.Б., воспитатель дошкольного образования;
Шароенко Н.В., воспитатель дошкольного образования;
Скачкова Л.Н., воспитатель дошкольного образования;
Юдина М.В., воспитатель дошкольного образования.

  1. Нормативные документы

    • Кодекс Республики Беларусь об образовании.
    • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101»
    • Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»
    • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся»
    • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»
    • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2012 г. № 93 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6» «Условия оплаты труда работников отдельных организаций системы образования, отдельных работников органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также отдельных работников отдельных организаций, оказывающих социальные услуги, и организаций здравоохранения»
    • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования»
    • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов»
    • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2016 года № 688 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2014 г. № 818»
    • Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 №53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСДС)» в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 №105, с изменениями и дополнениями в Постановлениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.10.2013 №106, от 06.06.2016 №26.
    • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 3 октября 2017 г. № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53»
    • Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 №235, от 27.01.2012 № 18
    • Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) от 22.08.2012г №101

    • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. №69 "Об утверждении Выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих".

    • Методическое обеспечение аттестации педагогических работников (рекомендации ГУО "Академия последипломного образования", 2017 г.)Состав аттестационной комиссии.

     

    ъъ

Аттестация — это комплексная оценка уровня квалификации, пе­дагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников учреждений образования. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалифи­кационных характеристик при присвоении им соответствующей ква­лификации.

 Аттестация педагогических работников  это изучение и оценка их:

— профессионального уровня,

— деловых и личных качеств,

— результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений и навыков, всестороннему развитию воспитанников при реализации содержания образовательных программ дошкольного, специального образования детей, программ воспитания, осуществлению научно — методического обеспечения.

 

Основные принципы аттестации педагогических работников:

— коллегиальность,

— системность,

— целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

 

Состав аттестационной комиссии:

1 – руководитель или по его решению другое уполномоченное лицо;

1 – представитель профсоюзного комитета;

не менее 5 избранных членов из числа педагогических работников путем тайного голосования.

 

Не могут входить педагогические работники, которые будут проходить аттестацию, подлежат обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.

 

Состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя и до 1 октября доводится до сведения педагогических работников.

 

Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты приказа о ее создании.

 

Аттестационная комиссия выбирает из числа членов комиссии:

— председателя,

— заместителя председателя,

— секретаря.

 

Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление в течение текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию.

 

Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):

1. Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании);

2. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству));

3. Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования (подтверждается документом установленного образца (не реже одного раза в три года).

 

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации (в данном случае заявление от аттестуемого не требуется).

 

Основание для аттестации на подтверждение квалификационной категории — приказ руководителя.

 

Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в т.ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с п.30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с п.п.20,20-1 Инструкции.

Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его ин­тересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма пе­дагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопро­сам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интере­сов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификаци­онными требованиями.

Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:

1. Заслушивание характеристики аттестуемого.

2. Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы про­фессионального роста, пути совершенствования педагогической дея­тельности).

3. Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой пе­дагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.

4. Обсуждение аттестационных материалов.

5. Внесение предложений по итогам аттестации.

6. Вынесение решения по итогам аттестации.

Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внима­ние уделяется эффективности педагогической деятельности, резуль­татам труда, профессионально значимым личностным качествам ат­тестуемого.

Примерная диагностическая программа оценки деятельности педагога

Блоки

 

 

Критерии

 

 

Уровни

репродуктивный (вторая категория)

продуктивный (первая категория)

творческий (высшая категория)

Профессиональная компетент­ность

1. Знание теоретических и практических основ педагогики

Отвечает общим требованиям, предъявляемым к педагогу. Имеет глубокие знания методик

Отвечает требованиям, предъ­являемым к педагогу II квали­фикационной категории. Имеет глубокие разносторон­ние знания методик

Отвечает требованиям, предъ­являемым к педагогу I квали­фикационной категории. Име­ет глубокие знания по мето­дикам, значительно превыша­ющим объем программы.

2. Знание современных достижений в методике

Следит за специальной литературой. Работает по готовым методикам и программам обучения. Использует прогрессивные идеи педагогики. Умеет самостоятельно разрабатывать методику обучения.

Владеет методиками анализа образовательной работы. Варьирует готовые, разрабо­танные другими методики и программы. Использует про­граммы и методики, направ­ленные на развитие личности, интеллекта, при необходимос­ти вносит в них коррективы.

Владеет методами исследо­вательской, эксперименталь­ной, инновационной работы. Использует в работе собственные оригинальные методики и программы (утвержденные МО).

3. Умение анализировать свою деятельность

Видит недостатки, пробелы и просчеты в работе, но не всегда может установить их причины. Способен доби­ваться изменений в лучшую сторону на основе самоана­лиза. Однако улучшения но­сят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы

Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитив­ные моменты в своей работе, при этом находит позитивные решения. Осознает необходи­мость систематической работы над собой и активно включа­ется в виды деятельности, ко­торые способствуют формиро­ванию необходимых качеств.

Стремится и умеет видеть свою деятельность со сторо­ны, объективно и бесприст­растно оценивает и анализи­рует ее, выделяя сильные и слабые стороны. Сознательно намечает программу самосо­вершенствования, ее цель, задачи, пути реализации.

4. Знание новых педагогических концепций

Знает современные отечест­венные и зарубежные обра­зовательные технологии. Владеет набором вариатив­ных методик и технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с имеющимися условиями

Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения методиками, образовательными технологиями, творчески их применяет.

Разрабатывает новые техно­логии, ведет работу по их апробации. Участвует в исследовательской, экспери­ментальной, инновационной деятельности

5. Знание теории педагогики и возрастной психологии дошкольника

Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их на практике

Свободно ориентируется в со­временных психолого-педаго­гических концепциях обуче­ния и воспитания, использует их как основу в своей психо­лого-педагогической деятель­ности. Способен быстро и подсознательно избрать опти­мальное решение.

Использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно обосно­ванного прогнозирования. Способен предвидеть разви­тие и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Результативность профессиональной деятельности

1. Владение способами индивидуализации обучения

При взаимодействии с до­школьниками учитывает ин­дивидуальные особенности их развития: темпы разви­тия, склонности и интересы, состояние здоровья. Знает методы проведения педагогической диагностики и использует  их в работе.

Умело использует элементар­ные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей дошкольников при реализации дифференци­рованного подхода Создает условия для развития умственных и физических способностей детей.

Способствует поиску, отбору и творческому развитию ода­ренных детей. Обеспечивает всестороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов каждого ребенка

2. Умение активизировать познаватель­ную активность дошкольников

Создание условий, форми­рующих мотивы деятельнос­ти. Умение увлечь воспи­танников темой, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные методы и формы работы. Стойкий интерес к знаниям и высокая познавательная активность дошкольников сочетаются с недостаточны­ми знаниями.

Обеспечивает успешное фор­мирование системы знаний. Умеет интересно преподно­сить материал, активизировать воспитанников, возбудив у них интерес к теме. Умело варьирует формы и методы обучения. Прочные знания дошкольников сочетаются с высокой познавательной активностью и интересом детей

Обеспечивает вовлечение каждого воспитанника в про­цесс активного обучения. Стимулирует мыслительную активность, поисковую дея­тельность. Умеет ясно и чет­ко преподносить учебный ма­териал.

Внимателен к уровню знаний всех детей группы. Интерес к новому материалу сочетается с прочными знани­ями сформированными навыками. воспитанников.

3. Готовность к сотрудничеству с коллегами

Обладает адаптивным стилем поведения, педагогического общения; старается создать вокруг себя доброжелательную обстановку сотрудничества с коллегами.

Старается    выбрать    по    от­ношению к каждому из коллег такой   способ   обращения,   в котором  наилучшим   образом сочетается      индивидуальный подход      с      коллективными принципами.

Неукоснительно соблюдает профессиональную этику общения; в любой ситуации координирует свои действия с коллегами.

4. Готовность к сотрудничеству с родителями

Определяет педагогические задачи с учетом индивиду­альных особенностей до­школьников и потребностей семьи, систематически со­трудничает с родителями или лицами, их заменя­ющими.

Включает   родителей   в   дея­тельность,   направленную   на создание   условий,   способст­вующих   развитию   их   детей. Формирует у родителей пози­тивное   отношение   к   овладе­нию   знаниями   педагогики  и психологии

Налаживает контакт с семьей не только тогда, когда ему нужна помощь родителей, а постоянно, всякий раз добиваясь взаимопонимания, чуткости.

5. Педагогиче­ский такт

Обладает педагогическим тактом; некоторые его на­рушения не сказываются на отношении с воспитанниками

Отношение     с    детьми    строит    на    доверии,     уважении; требователен, справедлив

6. Педагогиче­ская культура речи

Знает элементарные требо­вания к речи; специфику интонирования и темп речи соблюдает не всегда

Умеет  ясно  и  логично   выра­жать   мысли   в   устной,   пись­менной и графической форме. Имеет      богатый      словарный запас,       хорошую       дикцию, правильную интонацию

В     совершенстве     владеет речью,     словом;     свободно владеет     профессиональной терминологией.

7. Создание комфортного микроклимата в процессе обу­чения и воспи­тания

Глубоко верит в большие возможности   каждого   воспитанника. Создает благо­приятный морально-психологический климат для каждого ребенка в группе. Помогает воспитаннику ре­шать проблемы в общении с товарищами.

Настойчиво     формирует     мо­ральные   представления,   понятия воспитанников; формирует чувство гуманности, сочувст­вие, сострадание, сопережива­ние. Создает условия для раз­вития таланта, умственных и физических возможностей, общей культуры личности

Отвечает требованиям, предъявляемым педагогу II и I категорий. Способствует поиску, отбору и твор­ческому развитию детей, в том числе и одаренных.

Коммуника тивная культура

1.   Коммуника­тивные и орга­низаторские способности

Стремится   к   контактам   с людьми,    не    ограничивает круг знакомств. Отстаивает свое     мнение.     Планирует свою работу, потенциал его склонностей не  отличается высокой устойчивостью.

Быстро находит друзей, по­стоянно стремится расширить круг своих знакомых, помо­гает близким, друзьям. Прояв­ляет инициативу в общении, с удовольствием принимает уча­стие в организации общест­венных мероприятий. Спосо­бен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все делает не по принуж­дению, а согласно внутренним устремлениям. Настойчив в деятельности, которая его привлекает.

Испытывает    потребности    в коммуникативной   и   органи­заторской     деятельности     и активно    стремится   к    ней. Быстро      ориентируется      в трудных    ситуациях;    непри­нужденно ведет себя в новом коллективе.         Инициативен, предпочитает в важном деле или     создавшейся     трудной ситуации    принимать    само­стоятельные    решения.     От­стаивает  свое  мнение  и  до­бивается,    чтобы    оно    было принять     товарищами.     Сам ищет такие дела, которые бы удовлетворяли    его    потреб­ность    в    коммуникации    и организаторской деятельности.

2. Способность к сотрудни­честву с воспи­танниками

Владеет                  приемами убеждающего   воздействия, но   не   использует   их   без анализа ситуации

Обсуждает и анализирует ситуации совместно с детьми, но оставляет за собой право принимать решения. Умеет сформировать реальное социальное поведение и поступки ребенка, позитивное отношение к познанию нового.

Ведет      постоянный      поиск новых приемов воздействия и предвидит      возможное      их использование    в    общении. Воспитывает   понимание   чу­жих взглядов. Умеет обосно­ванно      применять      методы обучения      и      воспитания, позволяющих   добиться   максимальных результатов при минимальных затратах вре­мени и оптимальном прило­жении умственных, волевых и эмоциональных усилий