Блоки
|
Критерии
|
Уровни
|
репродуктивный (вторая категория)
|
продуктивный (первая категория)
|
творческий (высшая категория)
|
Профессиональная компетентность
|
1. Знание теоретических и практических основ педагогики
|
Отвечает общим требованиям, предъявляемым к педагогу. Имеет глубокие знания методик
|
Отвечает требованиям, предъявляемым к педагогу II квалификационной категории. Имеет глубокие разносторонние знания методик
|
Отвечает требованиям, предъявляемым к педагогу I квалификационной категории. Имеет глубокие знания по методикам, значительно превышающим объем программы.
|
|
2. Знание современных достижений в методике
|
Следит за специальной литературой. Работает по готовым методикам и программам обучения. Использует прогрессивные идеи педагогики. Умеет самостоятельно разрабатывать методику обучения.
|
Владеет методиками анализа образовательной работы. Варьирует готовые, разработанные другими методики и программы. Использует программы и методики, направленные на развитие личности, интеллекта, при необходимости вносит в них коррективы.
|
Владеет методами исследовательской, экспериментальной, инновационной работы. Использует в работе собственные оригинальные методики и программы (утвержденные МО).
|
|
3. Умение анализировать свою деятельность
|
Видит недостатки, пробелы и просчеты в работе, но не всегда может установить их причины. Способен добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа. Однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы
|
Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, при этом находит позитивные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.
|
Стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны. Сознательно намечает программу самосовершенствования, ее цель, задачи, пути реализации.
|
|
4. Знание новых педагогических концепций
|
Знает современные отечественные и зарубежные образовательные технологии. Владеет набором вариативных методик и технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с имеющимися условиями
|
Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения методиками, образовательными технологиями, творчески их применяет.
|
Разрабатывает новые технологии, ведет работу по их апробации. Участвует в исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельности
|
|
5. Знание теории педагогики и возрастной психологии дошкольника
|
Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их на практике
|
Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей психолого-педагогической деятельности. Способен быстро и подсознательно избрать оптимальное решение.
|
Использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принимать решения в нестандартных ситуациях.
|
Результативность профессиональной деятельности
|
1. Владение способами индивидуализации обучения
|
При взаимодействии с дошкольниками учитывает индивидуальные особенности их развития: темпы развития, склонности и интересы, состояние здоровья. Знает методы проведения педагогической диагностики и использует их в работе.
|
Умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей дошкольников при реализации дифференцированного подхода Создает условия для развития умственных и физических способностей детей.
|
Способствует поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей. Обеспечивает всестороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов каждого ребенка
|
|
2. Умение активизировать познавательную активность дошкольников
|
Создание условий, формирующих мотивы деятельности. Умение увлечь воспитанников темой, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные методы и формы работы. Стойкий интерес к знаниям и высокая познавательная активность дошкольников сочетаются с недостаточными знаниями.
|
Обеспечивает успешное формирование системы знаний. Умеет интересно преподносить материал, активизировать воспитанников, возбудив у них интерес к теме. Умело варьирует формы и методы обучения. Прочные знания дошкольников сочетаются с высокой познавательной активностью и интересом детей
|
Обеспечивает вовлечение каждого воспитанника в процесс активного обучения. Стимулирует мыслительную активность, поисковую деятельность. Умеет ясно и четко преподносить учебный материал.
Внимателен к уровню знаний всех детей группы. Интерес к новому материалу сочетается с прочными знаниями сформированными навыками. воспитанников.
|
|
3. Готовность к сотрудничеству с коллегами
|
Обладает адаптивным стилем поведения, педагогического общения; старается создать вокруг себя доброжелательную обстановку сотрудничества с коллегами.
|
Старается выбрать по отношению к каждому из коллег такой способ обращения, в котором наилучшим образом сочетается индивидуальный подход с коллективными принципами.
|
Неукоснительно соблюдает профессиональную этику общения; в любой ситуации координирует свои действия с коллегами.
|
|
4. Готовность к сотрудничеству с родителями
|
Определяет педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей дошкольников и потребностей семьи, систематически сотрудничает с родителями или лицами, их заменяющими.
|
Включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию их детей. Формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии
|
Налаживает контакт с семьей не только тогда, когда ему нужна помощь родителей, а постоянно, всякий раз добиваясь взаимопонимания, чуткости.
|
|
5. Педагогический такт
|
Обладает педагогическим тактом; некоторые его нарушения не сказываются на отношении с воспитанниками
|
Отношение с детьми строит на доверии, уважении; требователен, справедлив
|
|
6. Педагогическая культура речи
|
Знает элементарные требования к речи; специфику интонирования и темп речи соблюдает не всегда
|
Умеет ясно и логично выражать мысли в устной, письменной и графической форме. Имеет богатый словарный запас, хорошую дикцию, правильную интонацию
|
В совершенстве владеет речью, словом; свободно владеет профессиональной терминологией.
|
|
7. Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания
|
Глубоко верит в большие возможности каждого воспитанника. Создает благоприятный морально-психологический климат для каждого ребенка в группе. Помогает воспитаннику решать проблемы в общении с товарищами.
|
Настойчиво формирует моральные представления, понятия воспитанников; формирует чувство гуманности, сочувствие, сострадание, сопереживание. Создает условия для развития таланта, умственных и физических возможностей, общей культуры личности
|
Отвечает требованиям, предъявляемым педагогу II и I категорий. Способствует поиску, отбору и творческому развитию детей, в том числе и одаренных.
|
Коммуника тивная культура
|
1. Коммуникативные и организаторские способности
|
Стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг знакомств. Отстаивает свое мнение. Планирует свою работу, потенциал его склонностей не отличается высокой устойчивостью.
|
Быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомых, помогает близким, друзьям. Проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий. Способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Настойчив в деятельности, которая его привлекает.
|
Испытывает потребности в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней. Быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе. Инициативен, предпочитает в важном деле или создавшейся трудной ситуации принимать самостоятельные решения. Отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принять товарищами. Сам ищет такие дела, которые бы удовлетворяли его потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
|
|
2. Способность к сотрудничеству с воспитанниками
|
Владеет приемами убеждающего воздействия, но не использует их без анализа ситуации
|
Обсуждает и анализирует ситуации совместно с детьми, но оставляет за собой право принимать решения. Умеет сформировать реальное социальное поведение и поступки ребенка, позитивное отношение к познанию нового.
|
Ведет постоянный поиск новых приемов воздействия и предвидит возможное их использование в общении. Воспитывает понимание чужих взглядов. Умеет обоснованно применять методы обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальных затратах времени и оптимальном приложении умственных, волевых и эмоциональных усилий
|